1.
Правовое обеспечение качества в Таджикистане
Правительства многих
государств различными способами, в том числе и через национальное
законодательство, активно поддерживают усилия по улучшению качества и
безопасности товаров и услуг. Что касается нашей страны, то мы пока только в
самом начале этого пути.
Основу
государственной политики в сфере обеспечения безопасности и качества товаров и
услуг составляют:
·
Конституция
РТ;
·
Гражданский
кодекс РТ;
·
Закон
«О защите прав потребителей»;
·
Закон
«Об основах технического регулирования»;
·
Закон
«Об обеспечении единства измерений»
·
и
иные нормативно-правовые акты.
Среди
вышеназванных законов в системе государственного регулирования качества и
безопасности, законы «О защите прав потребителей» и «Об основах технического
регулирования», главным образом, регулируют взаимоотношения потребителей и
изготовителей (продавцов, исполнителей) товаров (работ и услуг).
Защита прав потребителей. В условиях рыночной экономики государство осуществляет
защиту прав потребителей, формируя законодательно-правовую основы и
организационный механизм действий в этом направлений. Развитие законодательства
в странах с рыночной экономикой в области защиты прав потребителей приходится
на 1960-1980-е гг., когда некачественные товары потребительского назначения
(пищевые продукты, косметика, электроприборы и т. п.) все чаще становились причиной
материального ущерба, болезни и смерти людей. В 1985 г. Генеральная
Ассамблея ООН приняла Резолюцию «Руководящие принципы для защиты интересов
потребителей», в котором сформулирована необходимость защиты потребителей от
ущерба их здоровью и безопасности, а также принципы защиты экономических
интересов потребителей. В законодательстве стран с развитой рыночной экономикой
можно выделить два вида законодательно-правовых актов в области защиты прав
потребителя:
1)
гражданские и торговые кодексы, регламентирующие вопросы обеспечения качества и
защиты прав потребителя в общем контексте договорных отношений (например,
гражданские кодексы Франции, Италии, Испании, Португалии, Швейцарии, Японии,
Единый торговый кодекс США);
2)
специальные законодательные акты, направленные на обеспечение безопасности
жизни и здоровья людей, их экономических интересов, охрану окружающей среды
(например, Закон США о безопасности потребительских товаров, Закон Японии о
защите интересов потребителей, Закон ФРГ о безопасности оборудования);
кроме
общих законов о защите прав потребителей в ряде стран существуют многочисленные
законодательные акты по вопросам качества и безопасности отраслевых видов
продукции; так, в США действует более 150 таких законов (например, Закон о
контроле качества мясных продуктов).
В
соответствии с этими законами национальные государственные органы утверждают
обязательные стандарты или придают обязательную юридическую силу добровольным
стандартам, содержащим требования в области безопасности продукции, и соответственно
осуществляют контроль за их соблюдением.
В
Республике Таджикистан права потребителей охраняются законом «О защите прав
потребителей». Этот закон регулирует отношения, возникающие между потребителями
и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении
работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение
товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья
потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях
(исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту
их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Закон
предохраняет общество от создания и развития монополий в торговле, а также
поощряет и поддерживает конкуренцию на условиях, запрещающих незаконную и дискриминирующую
практику, вследствие которой справедливая и честная конкуренция сводится к нулю
или имеет препятствия.
В
настоящее время на международном уровне идет процесс гармонизации права в
области защиты прав потребителей, т. е. развитие национального права в данной
сфере в отдельных государствах, в направлении его сближения с национальными
системами права, существующими в других государствах.
Развитие
гармонизации права связано, прежде всего, с влиянием соглашений, принимаемых на
межгосударственном уровне. Так римский договор 1957 г. обязал участников
стран ЕС гармонизировать национальные законодательства. В развитие этого
положения в 1985 г.
принято унифицированное законодательство стран ЕС «Директивы по сближению
законов государств – членов ЕС, касающихся ответственности за выпуск дефектной
продукции»
Основы технического регулирования. Техническое регулирование – правовое
регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных
требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения
на добровольной основе требований к продукции, процессам производства,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и
оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Законодательной
основой технического регулирования в Таджикской Республике является закон РТ от
22 мая 2004 г.
№ 67 закон РТ «Об основах технического регулирования». Этот Закон закладывает
основы радикальной реформы всей системы установления обязательных требований к
продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки,
реализации и утилизации, выполнению работ и оказанию услуг, а также оценки и
подтверждения соответствия.
Понятие о технических регламентах
Главная цель технического
регулирования – принятие технических регламентов. ТР принимаются в целях:
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц,
государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни
или здоровья животных растений; предупреждения действий ,вводящих в заблуждение
приобретателей. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.
ТР должен содержать:
- исчерпывающий перечень
продукции и процессов производства, эксплуатации, хранения, отношении которых
устанавливаются требования ТР;
- идентификации объекта
технического регулирования;
- минимально необходимые
требования, обеспечивающие безопасность продукции и процессов
Виды технических
регламентов:
·
Общие
технические регламенты;
·
Специальные
технические регламенты;
Общий технический
регламент содержит
требования, обязательные для применения и соблюдения в отношении любых видов
выпускаемой на рынок продукции, процессов (методов) производства, хранения,
перевозки, реализации, эксплуатации, утилизации. Общий технический регламент
может быть принят только законом.
Он принимается по вопросам:
- безопасной эксплуатации
и утилизации машин и оборудования;
- безопасности
строительства зданий и сооружений;
- биологической
безопасности;
- взрывобезопасности;
- безопасности излучений;
- механической
безопасности;
- пожарной безопасности;
- термической
безопасности;
- электрической
безопасности;
- экологической
безопасности;
- электромагнитной
совместимости;
- промышленной
безопасности;
- химической
безопасности;
- ядерной и радиационной
безопасности;
Специальный
технический регламент
содержит требования, учитывающие технологические или иные особенности отдельных
видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки,
реализации и утилизации.
Специальный технический
регламент применяется только в том случае, и в отношении только тех отдельных
видов продукции и процессов (методов) производства, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации, если цели, определенные законом для
принятия технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общего
технического регламента и в отношении которых степень риска причинения вреда
выше степени риска, учтенной общим техническим регламентом.
Необходимость разработки
специального технического регламента определяется в общем техническом
регламенте. Специальный технический регламент принимается постановлением
Правительства Таджикской Республики.
Техническое регулирование в Таджикской Республике осуществляется в
соответствии с принципами:
- единства правил
установления требований к продукции, процессам (методам) производства,
хранения, перевозки, реализации, эксплуатации и утилизации работам или услугам;
- сооответствия технического регулирования интересам национальной экономики
и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилами
независимости органов по акридитации, органов по сертификации и органов контроля
от изготовителей, продавцов исполнителей и покупателей;
- единства правил и методов испытаний и измерений при проведении оценки
соответствия
- единства применения требований технических регламентов независимо от вида
или осбенностей сделок;
- недопустимости
ограничения конкуренции в сферах аккредитации и сертификации;
- недопустимости
совмещения в одной организации функции специально уполномоченного
государственного органа исполнительной власти по правилу соблюдения требований
технических регламентов и органа по сертификации;
- недопустимости совмещения в одной
организации функций по аккредитации и сертификации;
- недопустимости внебюджетного финансирования государственного надзора за
соблюдением требований технических регламентов.
|