Категории каталога

Мои статьи [1]

Форма входа

Мини-чат

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 3



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Понедельник, 20.05.2024, 04:24
Приветствую Вас Гость | RSS
<<<StudY.3dn.RU>>> Всё самое интерес
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Правовое обеспечение качества в Таджикистане

1.    Правовое обеспечение качества в Таджикистане

 

Правительства многих государств различными способами, в том числе и через национальное законодательство, активно поддерживают усилия по улучшению качества и безопасности товаров и услуг. Что касается нашей страны, то мы пока только в самом начале этого пути.

Основу государственной политики в сфере обеспечения безопасности и качества товаров и услуг составляют:

·                   Конституция РТ;

·                   Гражданский кодекс РТ;

·                   Закон «О защите прав потребителей»;

·                   Закон «Об основах технического регулирования»;

·                   Закон «Об обеспечении единства измерений»

·                   и иные нормативно-правовые акты.

 

Среди вышеназванных законов в системе государственного регулирования качества и безопасности, законы «О защите прав потребителей» и «Об основах технического регулирования», главным образом, регулируют взаимоотношения потребителей и изготовителей (продавцов, исполнителей) товаров (работ и услуг).

Защита прав потребителей. В условиях рыночной экономики государство осуществляет защиту прав потребителей, формируя законодательно-правовую основы и организационный механизм действий в этом направлений. Развитие законодательства в странах с рыночной экономикой в области защиты прав потребителей приходится на 1960-1980-е гг., когда некачественные товары потребительского назначения (пищевые продукты, косметика, электроприборы и т. п.) все чаще становились причиной материального ущерба, болезни и смерти людей. В 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей», в котором сформулирована необходимость защиты потребителей от ущерба их здоровью и безопасности, а также принципы защиты экономических интересов потребителей. В законодательстве стран с развитой рыночной экономикой можно выделить два вида законодательно-правовых актов в области защиты прав потребителя:

1) гражданские и торговые кодексы, регламентирующие вопросы обеспечения качества и защиты прав потребителя в общем контексте договорных отношений (например, гражданские кодексы Франции, Италии, Испании, Португалии, Швейцарии, Японии, Единый торговый кодекс США);

2) специальные законодательные акты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, их экономических интересов, охрану окружающей среды (например, Закон США о безопасности потребительских товаров, Закон Японии о защите интересов потребителей, Закон ФРГ о безопасности оборудования);

кроме общих законов о защите прав потребителей в ряде стран существуют многочисленные законодательные акты по вопросам качества и безопасности отраслевых видов продукции; так, в США действует более 150 таких законов (например, Закон о контроле качества мясных продуктов).

В соответствии с этими законами национальные государственные органы утверждают обязательные стандарты или придают обязательную юридическую силу добровольным стандартам, содержащим требования в области безопасности продукции, и соответственно осуществляют контроль за их соблюдением.

В Республике Таджикистан права потребителей охраняются законом «О защите прав потребителей». Этот закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Закон предохраняет общество от создания и развития монополий в торговле, а также поощряет и поддерживает конкуренцию на условиях, запрещающих незаконную и дискриминирующую практику, вследствие которой справедливая и честная конкуренция сводится к нулю или имеет препятствия.

В настоящее время на международном уровне идет процесс гармонизации права в области защиты прав потребителей, т. е. развитие национального права в данной сфере в отдельных государствах, в направлении его сближения с национальными системами права, существующими в других государствах.

Развитие гармонизации права связано, прежде всего, с влиянием соглашений, принимаемых на межгосударственном уровне. Так римский договор 1957 г. обязал участников стран ЕС гармонизировать национальные законодательства. В развитие этого положения в 1985 г. принято унифицированное законодательство стран ЕС «Директивы по сближению законов государств – членов ЕС, касающихся ответственности за выпуск дефектной продукции»

 

Основы технического регулирования. Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Законодательной основой технического регулирования в Таджикской Республике является закон РТ от 22 мая 2004 г. № 67 закон РТ «Об основах технического регулирования». Этот Закон закладывает основы радикальной реформы всей системы установления обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ и оказанию услуг, а также оценки и подтверждения соответствия.

 

Понятие о технических регламентах

Главная цель технического регулирования – принятие технических регламентов. ТР принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных растений; предупреждения действий ,вводящих в заблуждение приобретателей. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

ТР должен содержать:

- исчерпывающий перечень продукции и процессов производства, эксплуатации, хранения, отношении которых устанавливаются требования ТР;

- идентификации объекта технического регулирования;

- минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность продукции и процессов

Виды технических регламентов:

·        Общие технические регламенты;

·        Специальные технические регламенты;

 

Общий технический регламент содержит требования, обязательные для применения и соблюдения в отношении любых видов выпускаемой на рынок продукции, процессов (методов) производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, утилизации. Общий технический регламент может быть принят только законом.

 Он принимается по вопросам:

- безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;

- безопасности строительства зданий и сооружений;

- биологической безопасности;

- взрывобезопасности;

- безопасности излучений;

- механической безопасности;

- пожарной безопасности;

- термической безопасности;

- электрической безопасности;

- экологической безопасности;

- электромагнитной совместимости;

- промышленной безопасности;

- химической безопасности;

- ядерной и радиационной безопасности;

 

Специальный технический регламент содержит требования, учитывающие технологические или иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Специальный технический регламент применяется только в том случае, и в отношении только тех отдельных видов продукции и процессов (методов) производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, если цели, определенные законом для принятия технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общего технического регламента и в отношении которых степень риска причинения вреда выше степени риска, учтенной общим техническим регламентом.

Необходимость разработки специального технического регламента определяется в общем техническом регламенте. Специальный технический регламент принимается постановлением Правительства Таджикской Республики.

Техническое регулирование в Таджикской Республике осуществляется в соответствии с принципами:

- единства правил установления требований к продукции, процессам (методам) производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации и утилизации работам или услугам;

- сооответствия технического регулирования интересам национальной экономики и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилами независимости органов по акридитации, органов по сертификации и органов контроля от изготовителей, продавцов исполнителей и покупателей;

- единства правил и методов испытаний и измерений при проведении оценки соответствия

- единства применения требований технических регламентов независимо от вида или осбенностей сделок;

- недопустимости ограничения конкуренции в сферах аккредитации и сертификации;

- недопустимости совмещения в одной организации функции специально уполномоченного государственного органа исполнительной власти по правилу соблюдения требований технических регламентов и органа по сертификации;

- недопустимости совмещения в одной организации функций по аккредитации и сертификации;

- недопустимости внебюджетного финансирования государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов.

Категория: Мои статьи | Добавил: study (13.12.2011)
Просмотров: 368 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Copyright MyCorp © 2024